07.03.2016

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. 55 мастер-классов для маленьких исследователей.

Когда издательство МИФ предложило мне эту книгу на рецензию, я засомневалась: "Очередная книга про то, как заниматься творчеством с детьми.У меня таких уже достаточно, что может быть в ней нового?" Но меня убедили познакомиться с ней и составить свое личное мнение. И не зря.

Во-первых, автор книги - Ракель Дорли - не только мама двух дочерей, с которыми она занимается и по этому опыту написала книгу, но и преподаватель искусства и художественного творчества. 

Во-вторых, в книге использованы статьи и интервью специалистов (преподавателей детских садов и творческих предметов в университетах, других креативных профессий), а также ответы обычных родителей на разные вопросы о детском творчестве. 
Благодаря этому виден совершенно разный подход к одной теме и уже не формируется понятия "как нужно делать это правильно".


Еще в процессе чтения сложилось впечатление, что мне очень близки взгляды автора. Ракель реалистично относится к детскому творчеству и даёт практичные советы о том:
- как справиться с беспорядком;
- как организовать творческую мастерскую и пространство для самостоятельной работы;
- как выбросить детский хлам;
- чем занять детей, если родители заняты.


" Вся жизнь - эксперимент.
Чем больше экспериментов вы проделаете, тем лучше." 
Ральф Уолдо Эмерсон, поэт, философ

Основная идея книги в том, что дети - прирожденные исследователи. Так они познают окружающий мир, а главное - учатся нестандартно мыслить и самостоятельно принимать решения. Чтобы это в них пробудить автор книги советует использовать такой приём как "приглашение к творчеству" и придерживаться 10 правил (принципов) развития творческого начала.
Приглашение к творчеству - это сочетание материалов и контекста, который интригует и приглашает ребенка поиграть. Смысл в том, что вы подготавливаете набор предметов, которые сочетаются и дополняют друг друга, подразумевая какое-то действие, но не готовое решение. 

Подготовить материалы для какой-нибудь поделки или эксперимента, а дальше следовать инструкциям (вырезать-приклеить-нарисовать), чтобы получилось, как на картинке или в примере - обычно так бывает у нас дома и на занятиях в детских клубах. Поэтому такой подход с приглашением был для меня неожиданным и я только начала его использовать. Дочке(4 года) 
этот приём тоже даётся пока сложно, так как она привыкла, что её хвалят за аккуратность и похожесть, а тут полная свобода и она пока теряется. Зато сын (1 год) в восторге от новых открытий.

В книге даётся несколько советов касательно подачи приглашения к творчеству:
1. Приглашение должно выглядеть красиво, уберите всё лишнее.
2. Предложите ребенку много одинаковых предметов, чтобы попробовать разные варианты. 
3. Сочетайте знакомые материалы по-новому.
4. Отталкивайтесь от интересов ребенка, предлагайте темы его увлечений.
5. Собирайте материалы заранее.

Ракель подчеркивает, что дети способны научиться многому и без посторонней помощи. Но если родители (или тот кто с ними занимается) будут придерживаться 10 правил развития творческого начала, тогда дети узнают и попробуют еще больше разных вещей. В книге подробно описан каждый пункт, для меня многое открылось с неожиданной стороны и хочется процитировать эту главу всю, но лучше прочитайте сами. Уверена, что вы найдете что-то новое и для себя.

Большая часть книги - это практика. Этот раздел поделен на 4 темы:

1. Художественное творчество.
Дети привыкают уверенно творить и пробовать новые материалы, расширяя тем самым свой словарь визуальных образов, развивая моторику и координацию рук и глаз. Здесь приведены примеры различных техник от рисования до коллажей. Некоторые из заданий довольно традиционны для детского творчества, но так же я встретила техники, с которыми познакомилась лишь в университете.

2. Конструирование.
(Вот это уже по-интереснее!) В процессе работы ребенок ставит перед собой цель, планирует свои действия, придумывает трехмерные конструкции и ищет способ придать им прочность. С нетерпением жду, когда у мужа появится время позаниматься вместе с нами электроникой. А пока мы строили тоннели из бумажных трубочек - так просто, но дети были в восторге!

3. Всевозможные смеси.
Собирая и смешивая различные ингредиенты, изучая разнообразные свойства этих смесей, дети превращаются в маленьких алхимиков, пекарей, ученых и изобретателей. Благодаря этой главе Настя в первый раз самостоятельно испекла блины от теста до переворачивания на сковородке (приходилось постоянно напоминать себе, что это всего лишь эксперимент). А на дино-вечеринке у нас было извержение вулкана (опыт с содой и уксусом), остальное всё в новинку даже для меня. Будем пробовать, хотя некоторые ингредиенты надо еще поискать.

4. Исследования.
В этой теме описаны занятия  как для улицы, так и для дома, но все они посвящены познанию красоты и разнообразия явлений из мира природы. Различные рецепты пластилина, природные инсталляции, эксперименты с солнцем и охота за всякой всячиной.


Каждое задание состоит из небольшой теории, списка того, что понадобится, описания приглашения и несколько вариантов экспериментов. Никаких готовых решений. Конечно есть небольшие фотографии творческих процессов дочерей Ракель, но они больше как намёк на действие, а не пример для повтора. Это пожалуй главное отличие от книг, что были у меня до этого. Но при этом все описано очень конструктивно и по делу. Это еще один плюс для меня. Не надо вчитываться в детали - быстро просмотрел задание по пунктам и уже можно приступать к творчеству.

Очень вдохновляющая книга для родителей - для тех, кто хочет развить творческую свободу не только в детях, но и в себе. Да-да я тоже делаю задания из неё наравне с дочкой. Книга помогла мне поверить, что действительно можно научиться терпимости к детским исследованиям и начать получать удовольствие вместе с ними. Я пока в начале этого пути, перед каждым занятием прочитываю пару строк из книги и напоминаю, что это всего лишь эксперимент.

Купить книгу можно в двух форматах на сайте издательства МИФ

Комментариев нет:

Отправить комментарий